Как проверить работоспособность лямбда-зонда

Датчик лямбда-зонда находится в выпускном коллекторе, где считывают информацию о содержании кислорода в выхлопных газах.

Анализируя состав смеси, он передает информацию электронному блоку управления двигателем, чтобы тот при необходимости повышал или понижал долю воздуха в подаваемой горючей смеси. Неисправный датчик автоматически вызовет сбои в работе силовой установки, которые приведут к повышенному расходу топлива, рывкам двигателя (нестабильности оборотов) и недостаточной очистке выхлопа от токсинов. Как проверить исправность лямбда-зонда своими руками?

Оценка работоспособности датчика проводится в два этапа: сначала он осматривается на предмет повреждений и загрязнений, а затем проверяется с помощью вольтметра. При этом следует учитывать, что лямбда-зонд может иметь от 2 до 4 проводов, причем нас должен интересовать сигнальный проводник (черного цвета) и, при работе с широкополосным датчиком (3-4 провода), питающий контакт (белого цвета).

Это устройство стоит недешево, поэтому прежде чем купить датчик лямбда-зонда для замены, обязательно проведите следующую диагностику:

1. Извлекаем кислородный датчик из выпускного коллектора и проводим тщательный визуальный осмотр. Контакты должны быть целыми, надежно зафиксированными и не иметь окислов, а сам корпус лямбда-зонда – быть чистым от сажи и белого (серого) свинцового налета, обычно появляющегося из-за использования некачественных топливных присадок. Наличие таких отложений – весомый повод сразу заменить датчик, поскольку они неизбежно повреждают зонд (дальнейшая проверка в таком случае не имеет смысла).

2. Если корпус и контакты выглядят должным образом, проверяем исправность устройства с помощью цифрового вольтметра. Перед этим запускаем и прогреваем двигатель, после чего разгоняем его до 2500-3000 об/мин, дав ему поработать в таком режиме около 2- 3 минут. Затем сразу замеряем сопротивление на проводах подогревателей датчика: оно должно находиться в пределах 2-10 Ом. Далее переходим с сигнальному проводнику: его напряжение должно достигать 0,2-1,0 В и появляться кратковременно с частотой примерно 1 раз в секунду (при резком открытии дроссельной заслонки напряжение должно возрастать до 1,0 В, а при закрытии падать до 0 В). Если же вольтметр показывает неменяющееся значение на уровне 0,4-0,5 вольта, можно констатировать поломку устройства.